* Житие Преподобного Амвросия Оптинского *
` Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии.
` Окончив Духовное Училище, он прошел курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники.
Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища.
` В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он несколько лет откладывал его исполнение. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее
становились укоры совести.
` Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»
` Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю.
` Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону.
«Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался.
` Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
` Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха.
` Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков),
был одним из его ближайших помощников.
` Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти
приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских
богослужениях.
` Постигшая тяжелая болезнь умерила живой характер о. Амвросия, предохранила от развития в нем самомнения, и заставила лучше понять самого себя, и
человеческую природу.
` Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!»
` Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством
были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.
` Вскоре, о. Амвросий стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни.
Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к
себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего
собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях.
` О. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь, всегда излучал жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме,
что они легко и навсегда запоминались слушающим.
` С разными просьбами и нуждами приходили к старцу люди.
` Однажды, приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии.
Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал:
«Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя
искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!»
` Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился,
как второй старец Амвросий.
` Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало».
` В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять
какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только
благословение, но и добрый совет.
` Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
` Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе
келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и
готовился к своему великому дневному служению.
` С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он
час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием.
` Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду.
Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате.
` Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
` Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг.
` В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины,
где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница.
` Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его
подвижническую жизнь.
` 1891 год был последним в земной жизни старца.
` Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное.
Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни
своего отъезда, но ухудшение здоровья, заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный,
собирается приехать в Шамордино и увезти его.
` Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в
Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал:
«Что же это значит?». Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля
Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».
` Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий.
` На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу»
(1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.
Дни памяти: 27 июня (ст.ст.)/ 10 июля (н.ст.); и 10 октября (ст.ст.)/ 23 октября (н.ст.).
* Молитва Преподобному Амвросию Оптинскому *
О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия!
Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в
чертог славы вечныя.
Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от
всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от
великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил
еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* Тропарь Преподобному Амвросию Оптинскому *
Тропарь, глас 5:
Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши,
в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу Усердную спастися душам
нашим.
Кондак, глас 2:
Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе, темже и мы, чада твоя, с
любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.