www.Restavratsya-xl.ru Фотоальбом Услуги Оставить заказ Прайс-лист Контакты


Изображения Богородицы

Оранта

Елеуса

Одигитрия

Панахранта

Агиосоритисса



* Оранта *

Оранта один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.
В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование Знамение. Знамение это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
Развитием иконографии Знамения стала икона Неупиваемая Чаша:

Академический стиль *+*+*+*+* Древнерусский стиль

"Неупиваемая чаша"

Икона Богородицы, Неупиваемая чаша, академическое изображение Икона Богородицы, Неупиваемая чаша, каноническое изображение


* Елеуса *

Елеуса от греческого - умиление, от выражения Младенец умилился.
Основной признак иконографического типа - соприкосновения Лика Младенца и Матери. Богородица на таких иконах изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке.
Можно перечислить следующие чтимые иконы в христианстве: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и другие.
Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип Взыграние Младенца, особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы. К данному типу относятся такие иконы, как: Киккская (Киккотисса) или Яхромская.


Академический стиль *+*+*+*+* Древнерусский стиль

Икона Богородицы "Владимирская"

Икона Богородицы, Владимирская, академическое изображение Икона Богородицы, Владимирская, каноническое изображение


* Одигитрия *

Одигитрия (греч. - путеводительница) - один из самых распространённых типов изображения Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благославляет, а левой - держит свиток или книгу.
Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Младенца.
По преданию, самая первая икона Одигитрии была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит ее название).
По другим предположениям изображение Богоматери Одигитрии выделилось из композиции "Поклонение волхвов", широко распространенной в раннехристианском искусстве.
Икона Богоматери Одигитрии пользовалась чрезвычайным почитанием в Византии Списки с нее получили широкое распространение и на Руси, с самого начала ее христианизации.
К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская, Иерусалимская (Грузинская), Тихвинская, Иверская, Казанская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных, Корсунская-Торопецкая и др.


Академический стиль *+*+*+*+* Древнерусский стиль

Икона Богородицы "Казанская"

Икона Богородицы, Казанская, академическое изображение Икона Богородицы, Казанская, каноническое изображение


* Панахранта *

Панахранта иконографический тип изображения Божией матери, где Пречистая Дева, восседая на престоле, держит Младенца Христа на коленях. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны - "Державная" и "Всецарица".


Академический стиль *+*+*+*+* Древнерусский стиль

Икона Богородицы "Державная"

Икона Богородицы, Державная, академическое изображение Икона Богородицы, Державная, каноническое изображение


* Агиосоритисса *

Агиосоритисса - происходит от названия часовни при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе. Божия Матерь изображалась без Младенца, почти в профиль, в повороте вправо (реже влево), в позе моления, с руками, поднятыми перед грудью. Этот тип близок к изображению Богоматери в композиции Деисус, где Богородица обращается к Христу с молением за род человеческий, отсюда ещё одно именование Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну. Один из видов икон, представляющих Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу) в русской иконописи получил название Боголюбская.


Академический стиль *+*+*+*+* Древнерусский стиль

Икона Богородицы "Боголюбская"

Икона Богородицы, Боголюбская, академическое изображение Икона Богородицы, Боголюбская, каноническое изображение




На предыдущую страницу, почта: Restavratsya-xl@mail.ru , тел.: 8920-627-73-76


При создании этой странички была использована информация:
1. С сайта Википедия - свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org