Академический стиль *+*+*+*+* Древнерусский стиль
* Житие Святителя Василия Великого *
` Святитель Василий Великий родился около 330 года, в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье
Василия и Емилии.
` Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель
Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (+380; память 19 июля), брат Григорий, епископ Нисский (+385; память 10 января), брат Петр, епископ
Севастийский (+lV; память 9 января) и младшая сестра - праведная Феозва, диакониса (+385; память 10 января). К лику святых причислена также и мать
святителя праведная Емилия (+IV; память 1 января).
` Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки, в молодые годы
слышавшей наставления святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (+ок. 266-270; память 17 ноября).
` После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины.
Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину.
` Святой Григорий Богослов (+389; память 25 января) также учился в то время в Афинах; между ними установилась тесная дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
` Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда,
где процветало подвижничество. С этой пелью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину.
` В Египте святой Василий провел целый год у архимандрита Порфирия, изучая богословские творения святых отцов и упражняясь в постнических подвигах;
затем он посетил преподобного Пахомия, подвизавшегося в Фиваидской пустыне, преподобных Макария Старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и
других подвижников. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя.
` На обратном пути святитель Василий некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвящен в сан диакона епископом Мелетием. В Кесарии святой Василий проводил строгую иноческую жизнь.
` В 364 году он был посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно
заботился о нуждах своей паствы благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и
начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился
недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым
Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
` После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-ом Вселенском Соборе в 325
году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория
Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью.
` Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним.
` Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой "Церковной истории") умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
` Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник
Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в
которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.
` В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений.
` Однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в., память 24 ноября), святитель Василий получил откровение
о гибели императора Юлиана Отступника (361-363), пытавшегося вновь утвердить язычество. Святитель Василий увидел, как изображение великомученика,
Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и
погиб на Персидской войне.
` Когда император Валент (361- 378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать
церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери.
` Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве
святителя двери храма раскрылись.
` Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он
дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и
разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники.
` Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь
молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха.
Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал
каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила
погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков,
желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя
Василия, совершенной им посмертно.
` Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и
сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.
Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом,
отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
` На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.
` За свою короткую жизнь (+379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять
книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав
подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
` Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (+394; память 23 ноября), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал: "Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим".
` За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как "слава и красота Церкви", "светило и око вселенной", "учитель догматов", "палата учености".
` Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли - святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного
в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов.
` Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа.
` Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия
на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Дни памяти: 1/14 января
* Молитва святителю Василию Великому *
(об успепе в делах)
О святителю Василий Великий!
Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну
вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается.
Се бо отроком послушания образ явился еси, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания
правило, молящимся - вождь от Бога вдохновенный, мудрости имущим - ума просветигель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый,
благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления правого образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым -
терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасши.
Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси,
и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси.
Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу
завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася.
Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и
зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием
и исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
|