Restavratsya-xl.ru Фотоальбом Каталог икон Услуги Оставить заказ Прайс-лист Контакты


Киржачский Свято-Благовещенский монастырь, г. Киржач

Киржачский Свято-Благовещенский монастырь, г. Киржач Преподобный Сергий Радонежский

    Свято-Благовещенский монастырь был основан в 1358 году, близ реки Киржач.
Места здесь были дикие, кругом росли непроходимые леса.
В те времена преподобный Сергий Радонежский искал себе безлюдного пустынного уединения.
Пройдя немалый путь, он наконец обрёл прекрасное местечко над рекой Киржач, и соорудив для себя маленькую келью, стал вести уединённую жизнь…

Прп. Сергий Радонежский – основатель Свято-Благовещенского монастыря

Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, родился около 1314 года в одном селении Ростовского княжества от благочестивых бояр Кирилла и Марии.
   Еще до появления младенца на свет чудные знамения указали его особенное предназначение.
Однажды младенец трижды прокричал во чреве матери, когда она была в церкви за литургией, а когда он родился, то отказывался брать молоко матери в постные дни.
   Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его вместе с братьями в обучение, но грамота никак не давалась ему. Много слез пролил отрок, много молитв вознес ко Господу, прося вразумить его. И вот однажды, когда отец послал мальчика искать коней в поле, Варфоломей увидел стоявшего под дубом чудесного старца. Видение отроку Варфоломею. Художник М.В.Нестеров
Отрок поведал ему свою скорбь и попросил помолиться за него. Старец прочитал молитву и дал ему частицу святой просфоры, а потом вошел в дом его родителей и приказал Варфоломею читать по книге псалом, на который указал. И вдруг ясны и понятны стали мальчику буквы и слова, просветился его ум и внезапно открылся ему смысл к пониманию грамоты.
После этого случая он скоро опередил в учении как своих братьев, так и прочих товарищей.
   Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, вся семья переселилась в Радонеж.
Старшие его братья, Стефан и Петр, вступили в брак, а он, давно уже решив посвятить себя Богу, стал просить родителей позволить ему постричься в монахи. Но родители удерживали его при себе для того, чтобы он послужил им в старости. И благоразумный юноша, помня заповедь Божию: чти отца и матерь (Мф. 15, 4), повиновался и служил им до того времени, когда они сами ушли в Покровский Хотьков монастырь, чтобы здесь провести остаток своих дней в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни.
Варфоломей на 21-м году своей жизни, в Хотьковском монастыре, вступил на новый иноческий путь. Он упросил старшего брата Стефана, овдовевшего и ставшего иноком того же Хотькова монастыря, отправиться вместе с ним отыскивать место для пустынножительства.
Они долго ходили по лесам, пока не полюбилась им одна местность, в 10 верстах от Радонежа, возвышавшаяся подобно маковке, почему и названа была Маковцем или Маковицей. Здесь братья начали рубить лес, поставили себе келью и небольшую церковь, которая была освящена во имя Живоначальной Троицы.
Стефан недолго пожил в пустыне, где приходилось терпеть крайний недостаток во всем, а Варфоломей, приняв пострижение с именем Сергия, в совершенном одиночестве начал вести многотрудную пустынную жизнь. Он переносил всякого рода лишения, изнурял свою плоть непрестанным постом, был неутомим в молитве и трудах. Постепенно слух о его святой жизни распространился в окрестных местах и к нему стали приходить те, кто желал вдали от мира работать Господу.
Вначале собралось 12 человек братии. Они срубили себе кельи, обнесли их забором, а в центре поставили деревянную церковь. С этого начался монастырь – известный теперь всему миру как Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Но постепенно число насельников все увеличивалось, стали приходить и крестьяне из окрестных селений и ставить свои избы вокруг монастыря.
Так образовался Сергиев Посад, подобный многим русским городам, возникшим возле скромных иноческих обителей.
Преподобный Сергий действовал на всех примером своей святой жизни.
Он сам колол дрова и разносил по кельям, молол жито в жерновах, пек хлебы, варил пищу для братии, шил обувь и одежду и на своих плечах носил из источника на гору воду и ставил у кельи каждого.
Ночи проводил без сна в молитве, питался только хлебом и водой. Одежду он носил ветхую, негодную, покрытую заплатами.
И Господь удостоил его благодатных даров прозрения и чудотворения, дал ему силу исцелять больных и воскрешать мертвых. Видение прп. Сергию Радонежскому
   Однажды, стоя на молитве, Преподобный услышал голос, звавший его по имени.
Он открыл окно и увидел множество прекрасных птиц, которые летали над монастырем, и снова услышал чудный голос: «Так умножится число учеников твоих».
В скором времени это пророческое видение стало исполняться.
   Прп. Сергий понимал, что для высшего духовного преуспеяния монах должен достичь одной из главных монашеских добродетелей – нестяжательства, должен отказаться от своего имущества, оставить все суетные мирские пристрастия.
А для этого особножитный Троицкий монастырь должен был стать общежительным.
   Посланием от Цареградского (Константинопольского) Патриарха Филофея, игумену Радонежскому было дано право учредить общее житие в обители.
Преподобный Сергий никого не принуждал и не удерживал. Те, кому был не по силам такой высокий подвиг, могли уйти, и ушли в более вольготные особножитные монастыри.
   Но у некоторых из оставшихся зрело внутреннее недовольство новыми порядками. Среди них был старший брат Преподобного – Стефан.
И вот однажды на клиросе, придравшись к какому-то указанию игумена Сергия относительно богослужения, в чем Стефан почитал себя непревзойденным знатоком, он спросил канонарха:«Кто дал тебе эту книгу?». Канонарх ответил, что дал её игумен. «Кто здесь игумен?- сказал Стефан, - Не я ли первый основал это место?»
Преподобный Сергий находился в алтаре и слышал эти слова брата.
После службы он не вернулся в келью; никем не замеченный, он вышел из ворот монастыря.
   Преподобный оставлял обитель, им основанную, чуть ли не собственноручно выстроенную, не из-за резких слов брата.
Не на произвол судьбы оставлял он их, а на благую и всемогущую Божью волю. Он удалялся от зла, чтобы сотворилось благо.
   И вот в хмурый вечер вышел он с деревянным посохом из родной обители и направился сквозь дебри Радонежа к Махрищскому монастырю.
Сергий остается здесь у друга игумена Стефана на некоторое время, а затем опять пешком, опять лесами отправляется в новые края, чтобы основать обитель.
Он находит пустынное место на реке Киржач. Вскоре становится известно, куда удалился великий святой.
Один за другим самые верные и любящие духовные чада его приходят к нему. И снова Преподобный, с любовью принимает каждого. Святитель Алексий
   По благословению святителя Алексия ставит и освящает церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Прп.Сергий послал к свят. Алексию за благословением и антиминсом, у него было получено все необходимое для устройства храма, в том числе и церковные сосуды, вводит и в новом монастыре общежительный устав.

Прп. Роман Киржачский – первый игумен монастыря…
Прп.Роман Киржачский

Одним из верных учеников и помощников преподобного Сергия, в устроении Киржачской обители, был смиренный монах Роман, ставший ее наследным игуменом.
Преподобный Роман родился в первой четверти XIV века.
Услышав о дивном Радонежском пустыннике, Роман отправился в его обитель, поступил в число братии Троицкого монастыря и всецело предал свою волю в духовное руководство преподобного Сергия, став преданным и послушным учеником.
Преподобный Сергий с любовью принял Романа.
   Вместе со всеми смиренно переносил Роман холод, скудность и неустройство северной пустыни. Ее суровые условия закаляли волю, укрепляли и воспламеняли в юном подвижнике веру в промысел Божий, углубляли доверие к своему духовному отцу.
   Оставшиеся в Троицкой обители братия, с сокрушенным и смирившимся сердцем, в надежде на возвращение дорогого игумена, отправляются с мольбою к митрополиту Алексию.
Тот посылает двух архимандритов просить преподобного Сергия вернуться в обитель Святой Троицы.
Прп. Сергий повинуется святительскому слову.
Но нужно было оставить после себя приемника, для Благовещенской обители.
   В житии прп. Сергия сказано, что «весьма желательно было преподобному, чтобы любимый ученик его Исаакий был игуменом в новой обители Благовещения, но Исаакий не согласился на то по любви своей к безмолвию;
он даже молил преподобного благословить его на конечное молчание, и блаженный старец ксазал ему: чадо, если желаешь безмолвствовать, то завтра, когда совершишь Божественную литургию, стань у северных дверей, я там благословлю тебя.
На другой день, по слову старца, встретил его Исаакий у северных дверей и Сергий, осенив его крестным знамением, сказал: Господь да исполнит твоё желание. В самую минуту благословения Исаакию показалось, что некий пламень исходит из руки Преподобного и всего его объемлет.
С того дня, молитвами Сергия, пребыл он в совершенном бесстрастии и безмолвии, если даже иногда хотел молчальник произнести некое слово, ему возбраняла молитва святого и молча пребыл Исаакий до конца дней своих, по слову Божественного писания: ``яко глух не слышай и яко нем, не отверзай уст своих``, в великом посте и воздержании, удручая тело своё и наипаче смиряя себя бдением и молчанием до последнего издыхания.».
   Усмотрев в стремлении Исаакия волю Божию, преподобный Сергий благословил на игуменство и управление Киржачским монастырем Романа, с которым он пришел на место сие.
Кротко ответил любимому учителю согласием на большое и трудное послушание этот избранный ученик и отправился в Москву за утверждением в нем.
   Святитель Алексий рукоположил Романа во иеромонаха и даровал ему сан игумена Благовещенского Киржачского монастыря.
В Киржачском монастыре вскоре был установлен общежительный устав.
   Преподобный Роман вошел в летопись Киржачского монастыря как его первый игумен.
Воспитанный великим прп. Сергием, подвижник живо старался во всем подражать дорогому старцу, усваивая его редкую сердечную кротость, удивительное смирение, молитвенность, нескончаемое терпение чужих немощей.
Высокая внутренняя жизнь ученика прп. Сергия, сделала его духоносным учителем, к коему потекли люди за советом и молитвенной помощью, глубоко веруя, что Господь скоро услышит прошения Своих верных рабов.
   Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился в 1392 году и был похоронен в усыпальнице Благовещенского собора.
В 1980 году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых.
   Прошли века, но почитание Киржачского игумена не угасло с его кончиной.
Над местом его погребения иноки поставили раку, а затем и резную сень над ней. Написали икону преподобного Романа.
Перед ракой преподобного горели неугасимые лампады. На ее боковых стенах вычеканили тропарь и кондак в его честь. Ведение Богородицы прп.Сергию Радонежскому
В день его памяти совершали по чину заупокойную литургию.
В притворе усыпальницы первоигумена монастыря стояла чаша с водой из колодца, по преданию, ископанного самим преподобным Сергием Радонежским при основании обители.
   В день Благовещения Пресвятой Богородицы великий Троицкий игумен Сергий был чудесно извещен Самой Царицей Небесной о своей близкой кончине.
Это побудило его вскоре передать в управление свой монастырь преподобному Никону, дабы в безмолвии предстать уже пред самим Господом.

История монастыря

В XV веке, пока шло строительство киржачской обители, ее братия управлялась настоятелями-строителями, назначавшимися, как правило, из числа монахов Троицкой обители, к которой была приписана обитель на Киржаче.
   При них были возведены две каменные церкви – Благовещения Пресвятой Богородицы (на месте старой деревянной) и большая трапезная церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского.
   В ходе строительства близ монастыря на месте непроходимых лесов появились селения и слободы.
Благодаря славе своего основателя, киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей и бояр. Они одаривали его землями, селами и различными угодьями. Так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.
   К середине ХVI века киржачский Благовещенский монастырь являлся первым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В нем подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах.
Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, водяные мукомольные мельницы, солеварницы и доходы с ярмарок.
Однако жизнь монастыря не была безоблачной. По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю монастырской братии и населения прилегающих деревень выпали тяжелые испытания.
В Киржачской земле свирепствовали то моровая язва, то неурожаи и голод, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск.
Алексей Михайлович Романов
   В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича Романова, обитель оправилась от потрясений и еще более расцвела.
В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года говорится, что храмы ее украшены благолепно, многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными каменьями.
    В 1656 году рядом с Благовещенским собором вознеслась каменная шатровая церковь-колокольня, освященная в честь Всемилостивого Спаса. Её «на поминок» своих родителей возвел боярин Иван Андреевич Милославский.
Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских.
Екатерина II
   В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться.
Но 1764 год стал для него поистине трагическим – он был упразднен в числе 569 других великорусских монастырей Манифестом Екатерины II о передаче монастырских владений и населяющих их крестьян государству.
Монастырское имущество передали в Троицкую Лавру, братию перевели частью туда же, частью в другие монастыри.
   После закрытия киржачской обители ее храмы стали приходскими.
Некогда богатейшие, они обеднели и около ста лет пребывали в упадке по причине малочисленности и бедности прихожан.
   Из этого времени история донесла до нас лишь одно заметное событие – в 1823 году при проезде через Киржач, древние храмы обители посетил император Александр I.
   В середине XIX века, из среды киржачских граждан явились замечательные люди, которые многое сделали для возрождения бывших монастырских храмов.
В первую очередь это были представители торгового дома Соловьевых – глава семейства Александр Петрович, его сыновья Александр Александрович и Петр Александрович, внук Петр Петрович.
   Александр Петрович с 1844 года в течение 17 лет являлся бессменным старостой Благовещенского собора.
Много заботы и старания проявил он о благолепии киржачских храмов.
Обучившись иконописному делу в Троице-Сергиевой лавре, он вместе со своим сыном Петром расписал стены Благовещенского собора и храма преподобного Сергия Радонежского, а также написал иконы для иконостаса.
   За усердие к церкви» ему, а позже и его сыну Петру, Указом Его Императорского Величества было объявлено благословение Святейшего Синода.
Александр Александрович Соловьёв
    В 1862 году, после смерти Александра Петровича, церковным старостой Благовещенского собора был избран его сын Александр Александрович Соловьев. Он продолжал поддерживать в благолепии все храмы Благовещенского монастыря и прекрасным образом обустроил территорию внутри церковной ограды.
   В 1864 – 1869 годах Александр Александрович и Петр Александрович воздвигли недалеко от могилы своих благочестивых родителей величественный храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней.
В храм ими же была пожертвована дорогая церковная утварь, а на колокольню – большой колокол весом в 549 пудов (8736 кг).
   После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители.
В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование.
Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья.
В 1923 году древние храмы обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея.
В Благовещенском соборе и Спасском храме с 1924 года размещалась музейная экспозиция. После разорения музея в 1929 году Киржачский Горсовет начал их «поломку», но по требованию Наркомпроса РСФСР она была прекращена.
Чудом уцелевшие храмы около 30-ти лет оставались бесхозными и постепенно разрушались.
Во время войны Благовещенский собор использовался под склад боеприсов.
В нижних его помещениях в различные годы располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.
   Храм преподобного Сергия вместе с усыпальницей преподобного Романа музей по требованию властей сдавал в аренду обновленцам.
Серьезно разоренный еще в «домузейный» период, при обновленцах он пришел в полное запустение.
В 1928 году была разграблена усыпальница преподобного Романа. Вскоре после этого власти отказали обновленцам в аренде. Сергиевский храм опустел и несколько лет простоял заброшенным.
В начале 30-х годов его взорвали. На месте этого храма, в 1990 году был установлен поклонный крест.
   Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность.
В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую.
Позже Всехсвятский собор – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО).
Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века.
   До начала 60-х годов, в древней обители царили запустение и разруха.
В 1963 – 1964 годах были частично реставрированы Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса.
Над собором установили новый покрытый лемехом купол, обе церкви увенчали крестами.
За ветхостью разобрали второй этаж соединявшей их галереи, построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри зданий ремонтные работы не проводили, ограничившись их внешней побелкой.
Храм Всемилостивого Спаса
   В 1983 году городские власти Киржача решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды.
На первом этаже Спасской церкви предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты.
В Благовещенском соборе планировалось открыть музей, а в западной части галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков.
Но поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980 – 1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние.
На защиту архитектурных ансамблей древнего монастыря, связанного с именем преподобного Сергия Радонежского, встала киржачская общественность.
   В 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной церкви.
С этого времени на территории обители возобновилась приходская жизнь.
   1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса прошла первая, с 1929 года Божественная литургия.
Была надежда возродить мужской монастырь, но Промысел Божий судил иначе.
Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский.
   Так, спустя 250 лет после закрытия древней обители, в ней вновь зазвучала монашеская молитва.

Открытие мощей преподобного Романа Киржачского

12 июля 1996 года, по благословению владыки Евлогия, группа археологов, возглавляемая Е.А. Беляевым, провела первые археологические работы, на известном из исторических источников месте погребения прп. Романа Киржачского.
По ряду обстоятельств, работы в усыпальнице прп. Романа не дали результатов. Все в обители невольно расстроились.
   Работы были продолжены 23 ноября 1996 года.
Осторожно снимая плотные пласты земли, учёные неожиданно коснулись самих святых мощей.
Тонкий, едва заметный благоухающий аромат наполнил усыпальницу.
В этот момент к усыпальнице подошла настоятельница, монахиня Мария, и ещё ничего не зная, сказала С.А. Беляеву:
«У нас всех такое ощущение радости в душе, как будто вы уже нашли мощи прп. Романа».
Обнаруженные археологом останки лежали прямо в центре усыпальницы.
   На следующий день, владыка Евлогий, получив известие о дорогой находке, уже был в обители. Внимательно выслушав все доводы специалистов, помолившись вместе со всеми, он подтвердил, что эти останки надо считать святыми мощами прп. Романа.

Нижний храм    На праздник обретения святых мощей, в киржачский Свято-Благовещенский монастырь прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, он совершил во дворе монастыря, пред мощами прп.Романа торжественный молебен, отечески благословил насельниц монастыря и всех жителей города, преподав в дар икону Святителя Иннокентия, митрополита Московского, с частицей его святых мощей.
   Было принято, мощи прп. Романа Киржачского разместить в нижнем храме, под Благовещенским собором.

Чудеса и знамения прп. Романа Киржачского

До нашего времени дошли описания чудесных исцелений и помощи страждущим по молитвам к прп. Роману.

*****

Однажды, жительница д.Ратьково с маленькой дочкой, не ходившей с детства, отправилась пешком в Киржач на Богослужение.

Устав от долгой дороги с больным ребёнком на руках, мать присела на ступеньки храма отдохнуть. Девочка попросила пить, и неожиданно к ним подошёл старец-монах и предложил девочке крынку с молоком. Также неожиданно он исчез. Во время Богослужения в соборе, мать со слезами молилась, исповедалась и причастилась, а девочка, сидя на скамейке и разглядывая настенную роспись, заметила изображение доброго старца, который угостил её молоком, и показала матери.
Это был прп. Роман.
Какова же была радость матери, когда на обратном пути домой, девочка шла почти самостоятельно. После исцеления, девочка всегда имела крепкое здоровье, и до самых заморозков ходила босиком.

*****

Покровительствовал прп.Роман киржачанам и в годы Великой Отечественной войны.
Местные жители свидетельствовали, что в это время в подклете собора располагалась керосиновая лавка.
Однажды люди, стоявшие в очереди за керосином, увидели на крыше собора старого монаха, одетого в мантию, который кадил город на все 4-е стороны.

*****

В день обретения святых мощей прп.Романа, вечером после всенощной, из трёх мест слышалось пение: пономарь, исполняя своё послушание в алтаре, долгое время ясно слышал пение над собой и вокруг престола;
находившимся в это время в храме сёстрам казалось, что хор отчётливо звучит из усыпальницы Преподобного;
а проходившая по улице сестра слышала пение, доносившееся из открытого окна собора.

*****

Впрочем, чудеса начались ещё задолго до назначенного дня прославления Преподобного.
Мастер, трудившийся над изготовлением раки, в которую предполагалось поместить мощи Преподобного, сообщил, что в процессе работы замироточила находившаяся в его доме бумажная икона прп.Романа.
20 июля 1999 года, на этой самой иконе вновь появились благоухающие маслянистые капли.
Свидетелями сего явления были архиепископ Истринский Арсений и наместник Богородице-Рождественского монастыря г.Владимира архимандрит Нил.

Многих жителей Киржача и паломников монастыря, с верою просящих помощи и заступления в болезнях и скорбях, утешил дорогой батюшка Роман.

Возрождение святой обители
Часовня Прп.Сегрия Радонежского Благовещенский собор

В 2001 году был восстановлен источник прп. Сергия Радонежского.
   11 августа 2005 года, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий провёл освящение новой часовни над источником преподобного Сергия.
Многие люди приходят сюда, чтобы набрать святой воды.
Во время нашего пребывания в монастыре, мы часто посещали эту часовню.
Место поистине святое, внутри воздух наполнен благодатью и свежестью, слышно журчание источника, а вода прозрачная и чистая.
Прежде чем набрать воды из источника нужно помолиться перед иконкой прп.Сергия Радонежского, которая стоит позади колодца.
Эта икона была пожертвована монастырю неизвестным иконописцем.

    В 2005 году владимирские художники-реставраторы прибыли в монастырь, для проведения восстановительных работ в Благовещенском соборе.
За время нашего пребывания в монастыре были укреплены и расчищены росписи стен храма. А живопись северо-западной части храма восстановлена полностью.



сайт: Restavratsya-xl.ru почта: restavratsya-xl@mail.ru , тел.: 8920-627-73-76